Головокружение на Netflix: Вы не поверите, что случится!

Знаменитый британский кинорежиссер, часто именуемый «Мастером саспенса», Альфред Хичкок является безусловно одним из величайших и наиболее влиятельных режиссеров в истории. Его творчество охватывает множество фильмов, которые можно безошибочно назвать шедеврами: «Окно во двор» (1954), «Северное сияние» (1959) и «Психо» (1960). Хичкок сыграл ключевую роль в развитии или популяризации множества нарративных и стилистических приемов, которые сейчас широко используются в современном кинематографе.

Среди впечатляющей коллекции фильмов Хичкока особенно выделяется Vertigo («Головокружение») (1958). Этот фильм будет доступен на Netflix с 1 июня. В 2012 году он был признан лучшим фильмом всех времен журналом «Sight & Sound», и хотя в списке за 2022 год опустился до второго места, остается высоко оцененным. Фильм рассказывает о Джимми Стюарте (Джим), бывшем полицейском Джоне Фергюсоне («Скотти»), который боится высоты и страдает от травмы, нанятом старым другом по колледжу Томом Хелмором следить за его женой Мэделиной, которая проявляет странное трансово-подобное поведение и исчезает.

Изначально представляясь прямой, сюжет развивается в сложное и тревожное повествование, когда Скотти становится одержим Мэдлин, несмотря на подозрения о том, что она и её муж не являются теми, за кого себя выдают. Уникальная структура повествования фильма отражает его революционные художественные и технические аспекты, включая сюрреалистическую работу камеры и визуальные эффекты. Давайте рассмотрим причины, по которым ‘Vertigo’ часто называют шедевром Хичкока.

Загадочный и мечтательный стиль ‘Вертиго’

В отличие от других фильмов Хичкока, которые славятся своими яркими костюмами и декорациями, «Головокружение» поднимает этот аспект до беспрецедентных высот, представляя одни из самых потрясающих визуальных образов в истории кино. Эта захватывающая зрелищность во многом обязана съёмкам фильма в Сан-Франциско, одном из наиболее знаковых и живописных городов Америки. В ключевых сценах активно представлены знаковые достопримечательности города, такие как Мост Золотые Ворота, Дворец изящных искусств, художественный музей Legion of Honor и миссия Святого Иоанна Баптиста в Калифорнии. Естественная красочность города в сочетании с легендарным дизайном костюмов Эдит Хед (особенно для Новака) и кинематографией TechniColor гарантирует, что практически каждый кадр окутан яркой смесью красного, синего, зелёного и, конечно же, блондинистого.

В своей критике я должен отметить мастерство режиссёра в использовании сновидческих элементов для визуального нарратива фильма. Применение туманной и гипнотической оптики придает эфирные ощущения локациям — таким местам, как кладбище Мишн-Долорес, где Скотти следует за Маделин. Этот художественный выбор тонко намекает на то, что преследование Скотти не связано с реальностью, а существует лишь в виде поверхностного миража или фантазии, указывая на его растущее увлечение загадочной женщиной, являющейся центром его поисков.

Выделение тонко-мечтательной атмосферы часто становится заслугой Бернарда Херрмана, который был постоянным композитором для Хичкока. Мелодия, преимущественно струнная, пронизана чувством любви и печали, словно намекая на растущую связь между Скотти и Мэдлин по ходу сюжета и неизбежный трагический финал.

Многочисленные спирали «Головокружения

Одна из причин, по которой головокружение продолжает очаровывать ученых, — это его обильное использование символов и тем, о чем свидетельствуют повторяющиеся визуальные мотивы, как, когда Скотти смотрит с высоких мест, в результате чего камера возвращается во время увеличения, создавая иллюзию, что здание расширяется или растягивается. Этот метод, известный как «эффект головокружения», не только отражает страх Скотти перед высотами (акрофобия), но и позволяет зрителям делиться этой перспективой.

Спираль является преобладающим и поразительным символом, который неоднократно появляется в фильме. Сначала он появляется во время начальной последовательности, где камера скользит по лицу женщины, обнаруживая спирали, появляющуюся из ее зрачка, которая расширяется, чтобы покрыть весь экран. Более того, Скотти отмечает, что и Мадлен, и женщина на картине имеют прически, которые образуют спирали на затылках. В частности, после печального события на полпути к фильму, Скотти испытывает необычное и сказочное состояние, где он погружен в вращающиеся спирали.

Спиральный символ в «головокружении» очаровывает, потому что он предлагает несколько правдоподобных значений. Это может отражать головокружение Скотти, вытекающее из его страха перед высотами. В качестве альтернативы, это может означать его спуск в всепоглощающую одержитель Мадлен, особенно во время второй половины фильма. Более того, спираль может символизировать повторяющиеся узоры во времени в фильме, где прошлые события повторяются в настоящем, часто с вредными результатами. Это единственное изображение, наряду с множеством других на протяжении всего фильма, делает «головокружение» одним из самых интеллектуально стимулирующих фильмов Хичкока.

Гендерная политика фильма «Головокружение» неподвластна времени

Независимо от его загадочной сюжетной линии, фильм «Головокружение» по существу вращается вокруг потенциально вредной фиксации мужчины на женщине. Он пытается оказывать как можно больше влияния на ее жизнь, с трагическими результатами. Этот повествование кажется особенно актуальным в современном мире после движения MetOO, где многие истории появляются о мужчинах, демонстрирующих владение, контроль, манипулирование и оскорбительное поведение по отношению к женщинам, часто замаскированным под любовь. Примечательно, что «головокружение» имеет пугающее сходство с собственной жизнью Альфреда Хичкока, как утверждал Типпи Хедрен, что Хичкок вел себя так же в своем обращении с ней, отражая действия Скотти в отношении Мадлен в фильме.

Строгое изображение фильма о сомнительных действиях его режиссера остается тревожным, но это ключевой фактор, который сохраняет фильм актуальным и важным просмотром в сегодняшнем контексте. Помимо выдающегося производства, это подчеркивает неудобную реальность, которую даже люди с добрыми намерениями могут войти в вредное поведение, что приводит к катастрофическим результатам для себя и других. В отличие от типичных загадок или триллеров, которые можно ожидать от Хичкока, Vertigo принимает более трагический тон, похожий на такие игры, как oedipus rex или Romeo и Juliet, и это заслуживает того же уровня признания, что и эти бесконечные шедевры. Начиная с 1 июня, вы можете транслировать Vertigo на Netflix.

Смотрите также

2025-05-31 03:02