Обзор Магеллана: Гаэль Гарсиа Берналь снимается в неромантичном портрете романтического антигероя в странно красичной биографической драме.

Фердинанд Магеллан часто восхваляется в западной культуре как легендарный исследователь. Однако для режиссёра Лава Диаса и многих людей на Филиппинах и в странах Глобального Юга Магеллан представляет собой историю колониализма и насилия. Его последний фильм бросает вызов традиционному героическому изображению Магеллана, вместо этого сосредотачиваясь на истории Лапулапу, вождя, который возглавил оборону острова Мактан и победил Магеллана и его войска.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Лапулапу — легендарный герой на Филиппинах, часто изображаемый в искусстве, фильмах и в виде огромной 20-метровой статуи. Однако фильм изображает его иначе — не как реального человека, а как вымышленную фигуру, созданную Раджа Хумабоном, местным вождём. Хумабон, предположительно, придумал историю о Лапулапу, чтобы спровоцировать Фернана Магеллана на бой.

Диас задаётся вопросом, был ли Лапулапу реальной исторической фигурой, как он поделился после показа на AFI Fest. Однако сам фильм переосмысливает эту историю, предполагая, что повествования о сопротивлении и храбрости могут бросить вызов доминирующим западным взглядам. Он подразумевает, что самой большой слабостью колониальной державы может быть её собственная надменность.

Magellan Is Diaz’s Most Subversive Work Yet

Длительностью 160 минут, Magellan относительно короток для новаторского режиссёра медленного кино Лава Диаса, что заставляет некоторых полагать, что это один из его более доступных фильмов. Однако, снятый на камеру Panasonic J7 в квадратном формате 4:3, фильм часто ощущается скорее как музейный экспонат, отдавая приоритет визуальным образам над традиционным сюжетом. Операторская работа придает Magellan неизменно мечтательное качество, перекликаясь как с ранними днями кинематографа, так и с современными художественными стилями. Каждый кадр, тщательно скомпонованный оператором Артуром Тортом (частым соавтором Альберта Серра), богат деталями, напоминающими детализированные голландские пейзажные картины того периода.

Это решение добавляет еще один слой к критике колониализма Диасом, используя силу и последовательность природы в качестве ключевого элемента. Подобно экспериментальному кинематографисту Джеймсу Беннингу, Диас снимает неподвижной камерой, выступая в роли отстраненного наблюдателя созидания, разрушения и обновления. Magellan в основном охватывает период между 1511 годом, когда Магеллан захватил Малакку, и его смертью в 1521 году, подробно описывая жестокое путешествие несовершенного героя, часто отмеченное отказом уважать естественный мир и его границы.

Несмотря на то, что фильм представляет Лапулапу как легендарную фигуру, режиссёр не слишком сосредоточен на исторической точности, а скорее на том, как история живёт в филиппинской коллективной памяти. Создатели фильма уделили большое внимание деталям, таким как костюмы, реквизит и декорации – даже восстановили корабль Victoria – но сцены сражений и смерти часто появляются без особых объяснений. Фильм прямолинеен и предполагает, что история запоминается через широкие, впечатляющие образы: вот этот человек, и вот наследие конфликта, которое он оставил после себя.

Хорошо, позвольте мне рассказать вам о Magellan. Визуально это абсолютно потрясающе. Операторская работа Tort – это не просто красивые картинки; она рассказывает историю Magellan так же сильно, как и сценарий. Режиссер Diaz изображает Magellan как избалованного, амбициозного сорванца – человека, который без колебаний откажется от своей морали, особенно от его якобы христианских принципов. Есть один кадр – Magellan смотрит вверх на огромный замок на пляже – и он идеально передает, насколько он мал, но насколько нелепо велики его желания. Но Diaz не уклоняется от критики воздействия на коренное население. Последнее изображение, где племя танцует вокруг костра с отрубленными головами, действительно шокирует и красноречиво говорит о цене амбиций Magellan.

Диас также стремится показать нам Магеллана как личность, во многом благодаря его глубокой любви к Беатрис (Ângela Ramos). Она появляется в фильме в основном как мечтательные видения, показанные с мягким, светящимся фильтром. Оторванный от дома и женщины, которую он любит, Магеллан переживает яркие сны о рождении Беатрис, смерти их ребенка и даже о смерти самой Беатрис – все это переплетено в нежные и преследующие образы.

Ранние фильмы Лава Диаза, как правило, отличаются большой продолжительностью, низким бюджетом и преимущественно снимаются в чёрно-белых тонах. В то время как его новый фильм, Magellan, также довольно длинный, он кажется на удивление доступным по сравнению с предыдущими работами. Очевидно, это более дорогостоящее производство, которое фокусируется на известной исторической фигуре, функционируя почти как биография. Однако, Диас последовательно работает таким образом, который бросает вызов ожиданиям, часто представляя нечто отличное от того, что изначально кажется. Исторические детали, которые он включает – даты, места – не являются центральными для фильма, а скорее служат для того, чтобы подчеркнуть длительные, пустые последствия колониализма.

Сообщение режиссера наиболее сильно передается через персонажа Энрике (в исполнении Амадо Арджая Бабона), себуанского раба Магеллана. Фильм начинается с покупки Энрике и заканчивается жутковатым кадром его неподвижных глаз. Его изувеченные руки символизируют, что свобода часто достигается через борьбу и насилие – резкое наблюдение от режиссера, актуальное для тех разногласий, которые мы видим сегодня. Фильм предполагает, что определенных суровых истин невозможно избежать.

Фильм «Магеллан» был показан на фестивале AFI Fest 2025 года.

Смотрите также

2025-10-27 20:58