Все тихо на западном фронте: фильм, который переопределил военные фильмы.

Когда вы спрашиваете о качествах, определяющих выдающийся военный фильм с точки зрения режиссера или критика, они могут подчеркнуть несколько элементов. К ним относятся: изображение солдат как реальных людей, демонстрация жестоких и ужасных аспектов войны, которые часто остаются незамеченными, а также рассмотрение мотивов конфликтов, возглавляемых правительствами и отдельными лицами. Многие высоко оцененные военные фильмы, такие как ‘Paths of Glory’ (1957), ‘Platoon’ (1986), ‘Saving Private Ryan’ (1998) и ‘Come and See’ (1985), среди прочих, воплощают некоторые или все эти черты.

Несмотря на то что эти фильмы были созданы разными режиссерами в разные временные периоды и изображали различные войны, они имеют общий источник влияния: адаптация 1930 года романа «На Западном фронте без перемен». Этот классический фильм режиссера Льюиса Майлстоуна задал множество стандартов для будущих военных фильмов и удивительно нашел отклик у преимущественно американской аудитории, которая смогла сопереживать нации, бывшей когда-то их противником (и снова станет им через десять лет).

Первая мировая война с немецкой точки зрения

Фильм ‘На западном фронте без перемен’ основан на полуавтобиографической новелле Эриха Марии Ремарка с тем же названием, которая была опубликована всего за год до выхода фильма. Эта книга уже дважды адаптировалась для большого экрана: в 1979 и 2022 годах. Сюжет рассказывает о группе немецких школьников, которые под влиянием патриотического учителя (Арнольд Люци) добровольно вступают в немецкую армию во время Первой мировой войны. Повествование прежде всего сосредоточено на одном молодом человеке по имени Пауль Бомер (Лео Арейз), следя за его опытом на протяжении всей войны.

В моем личном восприятии этого фильма я должен признаться, что идеализированное, героическое изображение войны, представленное нашим учителем, было быстро развенчано, когда мальчики были безжалостно брошены в ужасающую реальность боевых действий. Неумолимое шествие войны превратило каждого молодого человека в загнанную душу, многие из которых потеряли свои жизни или поддались сокрушительному бременю ментального и физического страдания. По мере того как война продолжалась, наша вера в ее цели рассыпалась подобно песочным замкам под напором штормовых волн.

Как преданный поклонник, не могу удержаться от того, чтобы поделиться своим восхищением этим выдающимся кинематографическим шедевром. Это было не просто триумф критики, но также завоевало престижную премию Американской киноакадемии за выдающееся производство, позднее переименованную в Лучший фильм – став одним из немногих фильмов, удостоенных этой награды дважды. В 1998 году Американский институт киноискусства включил его в топ-100 лучших фильмов всех времен. Однако этот фильм, как и одноимённый роман, вызвал бурю споров по всему миру. Наиболее значительная полемика развернулась вокруг антивоенной позиции фильма и неуважительного изображения Германии, что привлекло внимание растущей нацистской партии. Их главный пропагандист Йозеф Геббельс возглавил насильственные антисемитские протесты против показов фильма в Германии, которые привели к полному его запрету.

Очеловечивание Врага

Несмотря на то что фильм был создан кинорежиссерами из Америки преимущественно для американских зрителей, он не очерняет и не критикует немецких солдат. Вместо этого, картина осуждает коррумпированные институты и влиятельных личностей, которые используют войну в своих интересах, принуждая обычных молодых людей к участию в конфликте от их имени. Эта идея наиболее ясно передана в начальной сцене, где молодые люди выражают свое недоумение и несогласие с национализмом и колониализмом (включая Кайзера Вильгельма II), сыгравшими значительную роль в развязывании Первой мировой войны. Такой подход к изображению войны со стороны противника позже был использован в таких фильмах, как «Das Boot» (1981) и «Письма из Иовадзимы» (2006).

Несмотря на свой возраст, превышающий сто лет, сцены сражений в ‘All Quiet‘ остаются настолько же душераздирающе напряжёнными, как и те, что можно увидеть в современных фильмах о Первой мировой войне, таких как ‘1917’ (2019) и её собственный ремейк 2022 года. Реалистичные спецэффекты и звуковое оформление артиллерийского огня создают ощутимое ощущение тошноты. Кроме того, дизайн декораций и кинематография великолепно передают грязь и клаустрофобию траншейной жизни, которую испытывали как немецкие, так и союзнические солдаты.

В одной из сцен фильма подчеркивается дружба между союзными и германскими солдатами; персонаж по имени Пауль, испытывая угрызения совести, просит прощения у французского солдата, которого ранил, выражая сожаление о том, что они могли бы быть родственниками, если бы не их отличающиеся мундиры.

Проблемы ветеранов

Частой темой в военных фильмах является разрушительное влияние войн на солдат, которые участвуют в них, проявляющееся как психическое, эмоциональное и физическое повреждение. Удивительно, что «Всё тихо» был снят за полвека до того, как ПТСР стал признанным психическим расстройством в медицинской науке, однако один из его героев, Франц, демонстрирует симптомы, такие как повторяющиеся кошмары и нервный срыв после наблюдения ужасной смерти своего товарища на поле боя – симптомы, которые сейчас ассоциируются с ПТСР. С тех пор тема ПТСР стала преобладающей в военных фильмах, включая такие произведения, как «Охотник на оленей» (1978), «Братья» (2009) и «Спасибо за вашу службу» (2017), глубоко исследуюшие данное состояние.

Однако самая острая критика фильма по отношению к трудностям, с которыми сталкиваются ветераны, становится очевидной, когда персонаж Пол берет временный отпуск (furlow) и возвращается в свой родной город, чтобы увидеть свою семью. Несмотря на это, он сталкивается с ошеломлением, узнав от своего учителя, отца и других горожан, чрезмерно патриотичных, что трудности солдат, подобных ему, преуменьшаются. Они даже пытаются убедить его, что война все еще жизнеспособна, что только приводит Пола в ярость. В момент отчаяния он открыто выражает свои негативные взгляды на войну перед классом студентов, стоя рядом со своим учителем. К сожалению, эти студенты называют его «трусом» и «предателем». Игнорирование дома в конечном итоге заставляет Пола принять болезненное решение завершить свой отпуск раньше срока и вернуться на поле боя — с разрушительными последствиями.

Частой темой в военных фильмах является чувство отчуждения, которое часто испытывают ветераны после возвращения домой. Например, персонаж Пол в таких фильмах разделяет схожую неприязнь и сопротивление войне, как Рон Ковик – ветеран войны во Вьетнаме, который стал анти-войновым активистом в реальной жизни. Его история была показана в фильме Оливера Стоуна «Рожденный четвертого июля» (1989).

Является ли фильм антивоенным?

Примечательно, что даже спустя 95 лет этот фильм продолжает глубоко и значительно резонировать. Несмотря на утверждение французского режиссера Франсуа Трюффо во время интервью Джин Сискелу в 1973 году о том, что каждый военный фильм каким-то образом героизирует конфликт, сильное воздействие фильма «На западном фронте без перемен» делает невозможным рассматривать войну иначе как трагедию. Ужасающие аутентичные боевые сцены, неустанное изображение физического и эмоционального турмоила, сочувствие к солдатам обеих сторон и явная презрение к жадности и самонадеянности, которые подпитывают войну, коллективно осуждают войну как жестокую и бесчеловечную. Если этого недостаточно для подчеркивания анти-военной позиции фильма, возможно, факт, что нацисты – виновники самой смертоносной войны в истории человечества – считали его антивоенным заявлением, убедит людей.

«Тихая позиция на Западном фронте» можно бесплатно посмотреть в потоковом режиме на Tubi.

Смотрите также

2025-04-20 17:35